Кинофестивальное


Если вы подписаны на мой инстаграм, то заметили, что всю последнюю неделю июня я провела на Московском кинофестивале. Это одно из моих любимых занятий на летний период, если я в городе. При этом, важно отметить, что церемонии открытия и закрытия меня совершенно не интересуют, в этом году узнала я о них из фейсбучных баталий, где обсуждались неудачные наряды гостей. Пару лет назад я туда несколько раз неудачно сходила, и поэтому решила, что больше никогда: погода всегда подводит, вечная толкучка в фойе, плохая организация процесса, с точки зрения моды смотреть там почти не на что. Поэтому не интересно. А интересно   кино. Не могу сказать, что Московский кинофестиваль является топовым, да и фильмы, представленные в конкурсной программе, слабее, чем в Канне или в Берлине. И с каждым годом, по словам организаторов, его статус падает, чему активно способствуют санкции против России.
Но несмотря на все это ММКФ это очень хороший повод посмотреть кино. Не такое, которое идет в кинотеатрах круглый год, а такое, что запомнится и заставит задуматься. Поэтому стараюсь не пропускать. 

Тем более, что я очень люблю кино. 
Даже не знаю, что я люблю больше, читать книги или смотреть фильмы. А так как в течение года редко хожу в кино, то во время фестиваля жадно поглощаю все подряд, тем более зная, что большинство из них никогда не выйдут в прокат, даже в ограниченный. 

В свое время кино сыграло огромную роль в формировании моих вкусов, вот и не могу остановиться, продолжаю оттачивать. Игровое кино я смотрю ради формы, а документальные - для содержания. В первых меня очень интересуют постановка кадра, свет, тени, композиция и цветовые акценты, темпы и ритмы, диалоги. Из вторых я больше узнаю о том, что происходит в мире, чем из любых телевизионных новостей. 

Пожалуй, самая ожидаемая премьера на этом ММКФ (и для меня в том числе) была картина "Молодой Годар" с Луи Гаррелем в главной роли. Я так рада, что удалось посмотреть, иначе бы пришлось лететь в сентябре в Париж, у нас его покажут в ноябре только. Я очень люблю фильмы Жан-Люка Годара, пересматриваю их постоянно, чтобы отвлечься от вульгарной современности. И отлично понимаю всех критиков, так ругающих фильм и защищающих обожаемого режиссера. Но только все эти критики, и русские и французские, почти все - мужчины. А ведь сценарий к фильму написала жена ЖЛГ, а у мужчин (даже у самых профи киноведов) нет шанса разглядеть в герое "мужчину глазами женщины". От этого и все недовольство, я считаю.  О том, что чувствует женщина, когда ее любимый из прекрасного принца медленно превращается в говнюка, может понять только она, ну еще Бальзак это понимал хорошо. И все, пожалуй. 

  
Итак, неделю назад я посмотрела 15 фильмов.
Из них 7 были французскими. И это мой сознательный и субъективный приоритет, конечно же. И тут речь не "французских романтических комедиях", а вполне серьезных работах. Почти все были представлены до этого на Каннском фестивале. Ну вот, что я заметила (может, я не права, и знающие люди меня поправят), но по моим наблюдениям французское кино немного ушло от социальных тем и обратилось к своему историческому и культурному наследию. В то время, как режиссеры из Кореи, Китая, Мексики, Чили, Италии рассуждают о таких проблемах, как загрязнение окружающей среды, свобода прессы, наркоторговля, экономический кризис, расовые и религиозные конфликты, эмигрантов, у французов в фокусе - Людовик, Роден, Мопассан и Годар. 

Из 15 фильмов 6 были документальными. Я к этому жанру отношусь с особым уважением, так как понимаю, что он нам дает невероятную возможность посмотреть как вообще живут другие. В то время, как СМИ транслируют сфабрикованные новости, репортажи, имеющие определенную точку зрения, готовые выводы и ответы, документальное кино дает наиболее объективный взгляд на происходящее, чтобы человек сам задумался и сделал свои выводы. Хороший документальный фильм - это когда ты смотришь и не понимаешь мнение автора. Он его не пытается навязать, он просто показывает. Из всех документальных фильмов, что я посмотрела на этом ММКФ, больше всего понравилась "Опера" про то как устроена и функционирует парижская опера: показали и карьерные интриги, и коров на сцене и забастовки артистов. Он к тому же получил приз в своей номинации.

Главный приз фестиваля дали китайскому фильму, что вполне ожидаемо из-за политических настроений, к которым ММКФ всегда аккуратно прислушивается.
И еще, вы не поверите, но я смотрела индийскую ленту. Их там было много, целая программа, и я даже услышала от кураторов, что раз уж запад с нами не дружит, мы поворачиваемся на восток...но, знаете, индийское кино даже фестивальное такое все же индийское...    

Ну и невозможно забыть и не отметить новый фильм Софии Кополлы "Роковое искушение", который закрывал фестиваль. Это же экранизированные хештэги #womenpower и #MakeAmericaGreatAgain, просто в 1864 не было соцсетей. Вы обязательно на него сходите, в конце этого месяца уже будет на экранах. 

Пока все это писала и мыслями возвращалась к увиденным фильмам, вспомнила сцену из "Молодого Годара", где герой (интеллектуал-сноб-лучший режиссер своей страны и своего времени) сидит в машине в компании простого деревенского мужика, который говорит тому, что раз в неделю с женой идет в кино, чтобы развлечься и отвлечься, и не хочет видеть все ужасы жизни и реальность в фильмах. Не буду рассказывать, какую истерическую реакцию это вызывает у режиссера. Эти споры идут и по сей день, что такое кино, пища для ума или развлечение. Каждый решает для себя сам. Жевать попкорн или читать субтитры, выключать в зале голову или включать. По большому счету ведь никакой разницы нет, и перефразируя Пруста, можно сказать, что нашему телу, съеденному после смерти червями, будет все равно, что и как мы смотрели. Но я считаю, что пока мы существуем, мы есть то, что мы едим, читаем и смотрим. Для меня тут выбор очевиден, но я его никому не навязываю. 

SHARE:
Blogger Template Created by pipdig